Идейные аудиофилы начисто отрицают любые дополнительные схемы обработки сигнала. Единственное, что, по их мнению,
может присутствовать в усилителе – регулятор громкости (Volume) и не электронный, а аналоговый сигнальный потенциометр,
ну, ладно, согласны на моторизованный.
Можно поспорить по поводу преимуществ аналогового потенциометра в схеме регулировки громкости над более надежным электронным,
однако мне кажется, что дополнительные схемы обработки желательны, только они должны быть отключаемыми. Т.е. любая схема
должна иметь кнопку, позволяющую пустить сигнал по обводному каналу, или по прямому проводу.
К таким дополнительным схемам относятся Tone (тембр), тонкоррекция и Surround или SurRoundSound – SRS (объемный звук).
Tone часто бывает необходим, т.к. не все фонограммы, которые к нам попадают, бывают хорошо сбалансированными. Кроме того,
этим регулятором можно учесть некоторый перекос АЧХ АС, а также индивидуальные предпочтения баланса частот.
Тонкоррекция нужна, если Вы слушаете фонограммы на малой и средне-малой громкости. При этом для сохранения
субъективного баланса частот нужен подъем НЧ (в первую очередь) и ВЧ.
Тонкоррекция не обязательно должна быть пропорциональной, достаточно фиксированных значений и возможности ее отключения.
SRS – к сожалению, в последнее время эта схема ушла из стерео в AV-звук. А раньше, почти все известные производители HiFi делали
отдельные блоки или «звуковые процессоры» для стерео. У меня был такой, Техникс 90.
В принципе, SRS, с технической стороны, может быть получен различными способами – подмешивание (-)0,5 сигнала к соседнему каналу;
сдвиг фазы на 90; DSP с задержкой (от хоруса до эха) в диапазоне голоса и т.д. и т.п. Если Вам интересно поэкспериментировать,
запустите на больших АС проигрыватель JetAudio – его штатный пакет изобилует различными эффектами.
Важно, как SRS влияет на нашу психику. С первобытных времен важнейшей задачей человеческого слуха было определение направления
на источник звука (опасности). SRS создает неопределенность в положение источника и это действует, я бы сказал, психоделически
на наше подсознание. К эффекту быстро привыкаешь, и «чистые записи» начинаешь воспринимать иногда даже с некоторой долей дискомфорта.
Интересно, что Радио Джаз (89,1) очень часто использует SRS при трансляции музыки (кто не обращал внимание – прислушайтесь на стереоаппаратуре).
Конечно, можно подумать и о некотором слуховом зомбировании, но думаю, что это уже чересчур. Просто приятно слушать и расслабляться!
Промышленность, помимо DSP, производит и простейшие аналоговые чипы для SRS, например, TDA3810, которые, несмотря на простоту,
работают неплохо (лично паял и проверял в этом году). Однако производители стерео, как я уже говорил, в состав стереоусилителей и
ресиверов SRS не включают. А жаль! Думаю, что все должно быть, но все должно отключаться.